НОВОЕ-хорошо забытое старое

Четверг, 2024-12-19, 08:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Акустика для дома | Регистрация | Вход

Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра

 

Неотъемлемой частью любого домашнего кинотеатра является сабвуфер. Еще бы - ведь именно он воспроизводит такие спецэффекты, как взрывы или, например, раскаты грома. Естественно, без полноценной, максимально приближенной к реальности, передачи этих звуков эффект от просмотра фильмов на домашнем кинотеатре будет далеко не полным. Кроме того, наличие сабвуфера в акустической системе домашнего кинотеатра позволяет удалить низкие частоты из спектра сигнала, который поступает на основные громкоговорители. Это позволяет избежать перегрузки их излишними басами, количество искажений уменьшается, и звучание системы в целом становится чище. А за счет качественного и более полного воспроизведения низких частот картина становится динамичной и максимально реалистичной. Таким образом, встает проблема выбора оптимального для Ваших требований саба. Давайте вместе попробуем разобраться в возникающих трудностях и попытаемся составить приблизительный "портрет" сабвуфера для типичного домашнего кинотеатра в средней ценовой категории (будем ориентироваться на стоимость сабвуфера порядка 300 - 500 долларов США). Но прежде нам необходимо вооружиться базовыми знаниями.

 

 

 

 

 

Что же такое сабвуфер?

 

Сабвуфер представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона. Большинство современных сабов воспроизводит звуки в диапазоне частот 25 - 180 Гц, хотя отдельные экземпляры могут выдавать еще более низкий бас (например, модель ASW 4000 английской фирмы B&W воспроизводит частоты в диапазоне 15 - 170 Гц). Итак, с чего начать? Для начала необходимо определиться с типом акустического оформления сабвуферной головки. Существует достаточно большое количество различных вариантов, но наиболее распространенными являются три типа: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Каждый из возможных вариантов имеет свои достоинства и свои недостатки. Давайте рассмотрим поподробнее каждый тип, потому что конструкция корпуса во многом определяет акустические свойства сабвуфера.

 

 

 

Сабвуферы закрытого типа

 

Среди достоинств этого типа можно отметить простоту конструкции и полное отсутствие звуковых "утечек" со стороны излучающей поверхности. Имеют наименьшую задержку сигнала и наиболее ровную АЧХ. Закрытые сабы обладают глубоким и насыщенным басом. Однако, в силу конструктивных особенностей, диффузор НЧ-головки в закрытых сабах оказывается более нагруженным звуковым давлением, возникающим в корпусе. За счет этого подвижность диффузора уменьшается, и отдача также становится меньше. Поэтому для получения качественного и мощного баса закрытым сабам требуется довольно значительный объем корпуса и они зачастую весьма громоздки и тяжелы. При уменьшении объема меньше некоторого предела происходит резкая потеря низкочастотной составляющей. Хотя, здесь стоит оговориться - существуют очень мощные (700 Вт и более) закрытые сабвуферы, которые обладают относительно небольшими размерами, но в большинстве случаев это достоинство резко ограничивается значительной стоимостью. К примеру, модель HGS-10 BG Series II фирмы Velodyne с при размерах 288 x 275 x 275 мм способна выдавать аж 1250 Вт пиковой мощности! Но и стоит она в среднем 1850$.

 

 

 

Сабвуферы фазоинверторного типа

 

Представляют собой корпус с динамиком внутри и отверстием с тыльной или какой-либо другой стороны. Ход диффузора увеличивается, поэтому фазоинверторный саб может выдавать басы гораздо ниже закрытого. За счет использования баса с обратной стороны НЧ-головки звук получается мощнее и громче, чем у закрытых сабов. Но фазоинверторные сабы значительно более капризны к расчету рабочего объема, ведь это уже довольно сложная колебательная система, в которой необходимо учитывать большое количество взаимосвязанных факторов. Фазоинвертор требует тонкой настройки и нередко может стать основной причиной нелинейных искажений. Так, например, при его неграмотной настройке акустическая система начинает "бубнить".

 

 

 

Полосовые сабвуферы

 

По сути, это не что иное, как полосовой фильтр. Представляют собой некий гибрид закрытого и фазоинверторного сабов. Корпус состоит из двух объемов, один из которых является закрытым ящиком, а второй фазоинвертором. За счет этого создается более высокое звуковое давление, но диапазон частот становится уже. Изменением объема камер полосового саба можно влиять на чувствительность или диапазон воспроизводимых частот, но это также очень сложная и требующая квалифицированного подхода процедура.

 

Таким образом, выбрать оптимальный тип сабвуфера достаточно сложно. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и окончательный выбор зависит от конкретных требований и условий. Так, например, фазоинверторные сабы обладают хорошей отдачей и большой громкостью, а закрытые сабы наиболее часто используют для получения качественного, глубокого баса (но они, как правило, более дорогостоящи).

 

 

 

Активные и пассивные сабвуферы

 

Помимо классификации по корпусному оформлению сабвуферы делятся на активные и пассивные. Активные сабвуферы обладают встроенным усилителем. Они часто расширяют динамический диапазон акустической системы (понижают нижнюю граничную частоту) и позволяют обеспечить более высокий уровень сигнала без искажений путем снятия нагрузки с основных громкоговорителей при воспроизведении басов. При этом процедура согласования основных компонентов системы существенно упрощается, т.к. на большинстве современных сабвуферов частота разделения регулируется непосредственно на самом сабе. Серьезным недостатком (скорее затруднением при покупке) является достаточно высокая стоимость активных сабвуферов. К слову, активный саб Dali AW 8 с воспроизводимым диапазоном частот 40 - 150 Гц и мощностью 80 Вт стоит в Москве порядка 335 долларов США, а пассивный Trio Subwoofer этой же фирмы с характеристиками 35 - 150 Гц и мощностью 75 Вт обойдется в среднем в 150 USD. Пассивные усилители не имеют встроенного усилителя. Представляют собой одну (или несколько) низкочастотных головок, которая подключается к внешнему усилителю. Обычно пассивные сабвуферы дешевле активных, но у них также имеется ряд недостатков. Так, например, требуется корректное согласование сабвуфера с имеющейся акустической системой, которое может оказаться весьма и весьма затруднительным.

 

 

 

Размер

 

Но и это еще далеко не все особенности и различия среди сабов. Существует большое количество конструкционных и технологических моментов. При изготовлении используются различные материалы корпусов (дерево, ДСП и т.д.), диффузоров (целлюлоза, кевлар:), применяются различные геометрические конфигурации корпусов и расположения НЧ-головок и т.д. и т.п. Все эти особенности влияют на характеристики сабвуфера, а, соответственно, и на наиболее важные для нас - качество звука и стоимость сабвуфера. Другой, очень немаловажный атрибут при выборе саба - его размеры. Обычно они достаточно велики и сабвуфер смотрится довольно громоздко и внушительно. К сожалению, есть чисто физические ограничения на соотношение качество/размер, т.к. длина хода диффузора (а, следовательно, и значительная часть нелинейных искажений) напрямую связана с геометрическими размерами корпуса сабвуфера. Так что с мечтой увидеть у себя дома "маленький" саб с "огромным" басом придется расстаться (тут следует вспомнить о рассматриваемой ценовой категории - разумеется есть и относительно небольшие сабы, которые выдают мощный и глубокий бас - см. пример выше). Конечно, существуют также и относительно небольшие по размерам - компактные сабвуферы. В стремлении получить меньшие габариты производители пытаются применять новые технологические решения с целью компенсировать утраченный геометрический объем: заполняют корпус минеральной ватой, разрабатывают новые формы корпуса, шире применяют электронику и т.д. Но достижение меньших размеров в большинстве случаев отрицательно сказывается на качестве и громкости звука. Также следует помнить, что сабвуфер может наполнить комнату большим количеством низкочастотной энергии. Поэтому становится важным аспект выбора места расположения саба в комнате. Зачастую это место выбирается буквально эмпирическим путем. Таким образом, перед нами встает еще и проблема стильного дизайна и разумных габаритов для наших условий. При прочих равных условиях (схожие характеристики, качество звучания и т.д.) эти удобства непременно отразятся на стоимости сабвуфера. Давайте теперь перейдем к динамическим характеристикам.

 

 

 

Динамические характеристики

 

Мощность. Вообще говоря, оптимальное значение мощности усилителя сабвуфера во многом определяется мощностью остальной части акустической системы, но рекомендуют рассчитывать мощность усилителя саба в 1,5 раза больше мощности фронтальных акустических систем. При таком соотношении наблюдается хорошие динамика и качество звучания.

 

 

 

Частотные характеристики.

 

Частотный диапазон сабвуфера с помощью фильтра нормируется сверху частотой порядка 180 Гц (за редким исключением - у некоторых производителей она может достигать 250 Гц). Нижняя граничная частота человеческого уха составляет в среднем около 30 - 40 Гц. Разумеется, сабвуферы с более низкой нижней граничной частотой более детально и качественно передают звук, тем не менее, большинство присутствующих на рынке моделей выдают звуки в частотном диапазоне приблизительно 30 - 150 Гц. Сабы с более широким диапазоном (особенно в области низких частот) обычно значительно дороже, хотя, лично на мой взгляд, вопрос о необходимости наличия в акустической системе Вашего домашнего кинотеатра звукового диапазона ниже 30 Гц достаточно спорен. Эти частоты, как уже указывалось раньше, приближаются к порогу слышимости человеческого уха, и такая детализация не столь важна в системе домашнего кинотеатра, она скорее может быть принципиальна в высокоуровневых акустических системах предназначенных для профессиональной студийной работы или иных целей. Для стандартного домашнего кинотеатра вполне подойдет сабвуфер с частотным диапазоном 35 - 150 Гц.

 

 

 

Выбираем сабвуфер

 

А сейчас давайте попробуем для примера проанализировать небольшой сегмент рынка сабвуферов, руководствуясь указанными выше соображениями. Итак. Мы хотим подобрать саб для домашнего кинотеатра. Рассмотрим "типичный" ДОМАШНИЙ кинотеатр, т.е. именно тот комплект, который приобретается для семейного просмотра фильмов. Допустим все необходимые компоненты (декодер, телевизор, фронтальная акустика, тыловая акустика и т.д.) у нас уже имеются. Осталось купить сабвуфер. Что ж, давайте выбирать. Первое. На каком типе корпусного оформления саба остановиться? Закрытый, фазоинверторный или даже полосовой? Особой громкости дома не нужно, поэтому этот плюс фазоинверторного сабвуфера оказывается не критичным. Полосовой саб воспроизводит достаточно узкий диапазон частот и тоже не всегда хорош для домашнего кинотеатра, кроме того, он весьма дорогостоящ из-за сложности конструкции. Таким образом, наиболее предпочтительным остается вариант закрытого корпуса, т.к. он выдает глубокий и насыщенный бас и менее "капризен" к окружающим условиям, нежели фазоинверторный (который, к примеру, имеет большее число резонансных частот). Однако, как уже упоминалось, закрытые сабы обычно дороже фазоинверторных, хотя, опять же, можно подобрать и отличный фазоинверторный саб, который будет ничуть не дешевле. В данном случае все ограничивается индивидуальными требованиями и особенностями. Второе. Активным или пассивным должен быть наш саб? Т.к. мы покупаем сабвуфер именно для ДОМАШНЕГО кинотеатра, вряд ли в комплекте имеется отдельный предусилитель. Таким образом, разумно остановить свой выбор на активном сабвуфере. Кроме того, пассивные сабы гораздо менее распространены и производятся в значительно меньшем количестве, нежели активные. С этим разобрались. А какова должна быть мощность сабвуфера? Как уже отмечалось, здесь все зависит от мощности Ваших фронтальных акустических систем. Для примера, если мощность Ваших фронтальных акустических систем 2х30 Вт, то нетрудно подсчитать рекомендуемую мощность сабвуфера: 1,5х(30+30) = 105 Вт. О частотном диапазоне мы говорили ранее: 30 - 150 Гц.    Итак, мы получили типичный саб для рассматриваемого нами домашнего кинотеатра. Вот его приблизительный "портрет" - активный сабвуфер закрытого или фазоинверторного типа, мощностью 100 Вт и диапазоном воспроизводимых частот 35 - 150 Гц.

 

   Итак, теперь Вы вооружены знаниями и можете смело выбирать сабвуфер, максимально отвечающий Вашим требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Всё о сабвуферах.

 

 

 

Эта статья посвящена одному немаловажному компоненту домашнего кинотеатра (далее ДК), без которого полное погружение в действие фильма было бы невозможно. Речь пойдёт о сабвуферах – «непонятных ящиках, которые грохочут так, что весь дом ходуном ходит» (слова некоторых жён) J.

 

 

 

 

 

 

 

Итак, что же такое сабвуфер? Сабвуфер – это акустическая система, воспроизводящая самые низкие частоты. Низкими называются частоты, лежащие в диапазоне от 20 до 300 Гц. Сразу оговорюсь, что в типичной городской комнате (до 30 кв.м.) практически невозможно получить 20 Гц, т.к. объём помещения достаточно мал. Возможно, вслед за этим последует вопрос: а зачем нужен тогда сабвуфер, раз 20 Гц в помещении не получишь? Так вот, сабвуфер необходим для  качественного воспроизведения низких частот в условиях комнаты. Естественно, при соответствующей настройке. Правильно настроенный сабвуфер будет «растворяться» в системе, обогащая её звук низкими частотами.

 

 

 

Какие бывают сабвуферы. Они бывают пассивные и активные. Пассивный конструкцией практически не отличается от обыкновенных АС с той лишь разницей, что вместо комплекта динамиков в нём всего один, реже два и более НЧ-динамика. Пассивные сабвуферы дешевле, но гораздо сложнее в настройке. Поэтому наибольшее применение нашли именно активные сабвуферы. Они, как и активные АС, содержат внутри корпуса встроенный усилитель. Сабвуферы имеют регулировки уровня и переключатель (в более простых и дешёвых моделях) или регулятор сдвига фазы, низкоамплитудные входы (разъёмы RCA) и высокоамплитудные входы, а иногда и выходы. Так же встречаются и регулятор частоты среза. Регулировка уровня – это,  грубо говоря, громкость сабвуфера. Она необходима для настройки сабвуфера, чтобы он играл не тише и не громче всех остальных АС. Переключатель фазы требуется для согласования с остальными АС, т.к. активный сабвуфер может находиться практически где угодно (исключая углы комнаты). Конечно, предпочтительнее не переключатель, а регулятор, т.к. он позволяет более точно подстроить саб, плавно регулируя изменение фазы. Низкоамплитудные входы предназначены для подключения к ресиверу (таких сейчас большинство), имеющим специальный выход на сабвуфер (SUB OUT). Регулятор частоты среза необходим для согласования с фронтальными АС. Он может быть с фиксированными значениями (многопозиционный переключатель) или с плавным изменением частоты среза. Последний предпочтительнее, т.к. позволяет более гибко настроить сабвуфер практически под любую акустику. При установке значения частоты среза сигнал с частотами выше этой частоты воспроизводится АС, а ниже – сабвуфером. Такая регулировка иногда бывает и в ресиверах, но пригодится она для владельцев тех сабвуферов, в которых нет этой регулировки. Высокоамплитудные входы сабвуфера нужны для подключения его к ресиверу с помощью входов на фронтальную стереопару. Небольшое примечание. Как известно, для качественного воспроизведения низких частот требуется много энергии. При использовании пассивного сабвуфера, Ваш ресивер/усилитель будет отдавать большинство мощности именно сабвуферу, а остальным АС  останутся остатки. В случае же применения активного саба, ресиверу/усилителю будет легче работать, т.к. он будет выдавать мощность только на акустику, в то время, как саб будет питаться от встроенного усилителя. 

 

 

 

 О типах акустического оформления сабвуферов. Акустическое оформление сабвуферов обычно бывает двух типов: закрытого и фазоинверторного. Бывают и исключения. Например, сабвуфер с пассивным радиатором или сабвуфер с акустическим лабиринтом.

 

 

 

Акустическое оформление закрытого типа – это просто закрытый ящик с динамиком и встроенным усилителем. Такие сабвуферы меньше бухают, у них более ровная частотная характеристика, но у них рано начинается спад громкости звука по низким частотам. Сабвуферы с таким типом оформления более всего подходят для использования их в музыкальных системах. Они менее критичны к местоположению, чем фазоинверторные модели.

 

 

 

Однако большинство сабвуферов имеют акустическое оформление типа фазоинвертор. Это позволяет сабвуферу воспроизводить более широкий диапазон частот, нежели в закрытом корпусе.

 

 

 

Размещение фазоинвертора и динамика. Встречаются несколько вариантов: динамик и фазоинвертор на лицевой панели; динамик на лицевой панели, фазоинвертор направлен в пол; динамик в пол, фазоинвертор на лицевой панели и проч. Бывают модели с двумя и более динамиками. Естественно, каждый из вариантов имеет свои плюсы и  минусы, а также особенности установки. Рассмотрим поподробнее.

 

 

 

Динамик и фазоинвертор на лицевой панели. Такие сабвуферы рекомендуются любителям мощного, взрывного баса, которые иногда могут немного пожертвовать точностью и ровностью частотной характеристики. Этот сабвуфер можно ставить почти вплотную к задней стене, главное, не ставить его в ниши, иначе будет очень сильный гул на низких частотах. Ещё один нюанс: при достаточно большой громкости возможен слышен шум выходящего из фазоинвертора воздуха

 

 

 

Динамик и фазоинвертор в пол. Некоторая противоположность предыдущему типу, более приближенная к сабвуферу с закрытым корпусом. Отличается более ровной частотной характеристикой, но не даёт такого «ударного» баса, как предыдущий вариант. Из всех типов фазоинверторных сабвуферов рекомендуется для музыки именно этот вариант. Однако такой сабвуфер нельзя устанавливать близко к стенам, т.к. в этом случае будет неприятное гудение на низких частотах.

 

 

 

Динамик на лицевой панели, фазоинвертор в пол, также как и в случае, когда динамик в пол, а фазоинвертор на лицевой панели – промежуточный вариант фазоинверторных сабвуферов между теми, которые были рассмотрены выше. Они сочетают достоинства первого (мощный бас) и второго (более ровная частотная характеристика), но, к сожалению, не все так хороши, как предыдущие два типа. Наряду с достоинствами, унаследованы и недостатки: не рекомендуется ставить близко к стенам, у варианта с фазоинвертором на передней панели на большой громкости тоже может быть слышен шум воздуха из фазоинвертора.

 

 

 

Другие типы сабвуферов. Помимо вышеуказанных типов сабвуферов,  бывают сабвуферы с пассивным радиатором и с акустическим лабиринтом. Пассивный радиатор – это динамик без магнита, т.е. просто закреплённый диффузор. Такая схема применяется для снижения негативного эффекта шума воздуха из фазоинвертора, правда, такие сабвуферы очень редко встречаются и достаточно дорогие. Другая же схема (с акустическим лабиринтом) – это не что иное, как удлинённый фазоинвертор, свёрнутый внутри корпуса сабвуфера для увеличения длины тоннеля фазоинвертора, что позволяет снизить нижнюю граничную частоту (т.е. ту частоту, ниже которой сабвуфер уже не воспроизводит звук). Стоит отметить, что производство акустического оформления достаточно дорого, следовательно, цена сабвуфера тоже не низкая.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Выводы:  Итак, какой же требуется сабвуфер? Во-первых, доступный Вам. Во-вторых, необходимо учитывать площадь комнаты, предполагаемое месторасположение сабвуфера и Ваш  вкус. Запомните: к чужим мнениям можно лишь прислушиваться, потому что в итоге слушать и пользоваться Вам. Удачной Вам покупки!

 

 

Выбор профессиональной акустики.

 

 

 

Выбрать профессиональные акустические системы для дискотеки, клуба, кафе или концертного зала не всегда оказывается простой задачей. Выбор велик, среди предлагаемых моделей акустики, особенно свежих Китайских фирм, очень много несоответствий между заявленными и реальными характеристиками, в особенности, это касается мощности. Если у известных брэндовых компаний, сборка которых расположена, естественно, тоже в Китае, контроль производства организован на приемлемом уровне, то новоиспечённых производителей контролировать некому. Да и у известных производителей, например JBL, в бюджетных сериях последнее время проскакивают далеко не блестящие качеством и надежностью модели.

 

В данной ситуации нам остаётся лишь быть более внимательными при выборе тех или иных звуковых колонок, стараясь руководствоваться здравым смыслом, а не впечатляющими надписями на корпусах акустических систем или в их документации.

 

 

 

Выбрать профессиональную акустику сложнее чем усилитель, так как все профессиональные усилители имеют одинаковый частотный диапазон, и разница между ними лишь в качестве схемы и адекватности блока питания. Акустические системы же разных производителей звучат по-разному. Даже у одной фирмы-производителя акустики разные модели будут делать свою «звуковую картинку», поэтому, конечно же, нужно всегда стремиться прослушать приобретаемые звуковые колонки в реальных условиях, - в вашем зале, клубе, сцене. В любом случае, если вы располагаете временем, и приобретаете звуковую аппаратуру на долгий период, послушайте максимально больше вариантов акустических систем на их реальной мощности, на звуковом материале, близком к тому, который вы будете использовать.

 

 

 

Ниже мы приводим общие рекомендации по выбору акустики (профессиональной, концертной, дискотечной - называйте как хотите, хоть мощными звуковыми колонками).

 

 

 

Не будем сейчас затрагивать линейные массивы акустических систем для стадионов, и не будем подробно останавливаться на кроссоверных системах, когда звуковой сигнал разделяется на 3...4 и более полос, а затем усиливается отдельными усилителями мощности, каждый на свою полосу – это тема отдельной статьи. Поговорим о помещениях до 1500...2000 кв метров, в которых вполне хватает двух стандартных приёмов озвучивания.

 

 

 

1. Самый простой и распространённый – это использование 2 или более одинаковых широкополосных акустических систем мощностью от 200 до 1000Вт.

 

 

 

2. В помещениях, где нужно экономить объём, но в то же время важно получить глубокий низкочастотный спектр (дискотеки, клубы, кинотеатры), озвучивание строится по двухполосному принципу: сабвуфер + малогабаритные колонки (сателлиты), которые будут воспроизводить всё, кроме низких частот, то есть «середину» и «верх».

Главная страница