Как правильно установить сабвуфер.
С начало как приступить к установке и покупке динамиков в автомобиль, надо четко знать и представлять себе, как в целом будет выглядеть аудиосистема вашего авто. Логично, что для этого нужно если не располагать знанием темы полностью, то хотя бы частично понимать и уметь располагать ею. Ведь одно дело, когда вы приходите к установщику системы совершенно не понимая в чем суть и не разбираясь в этом вообще, или же вы приходите «подкованный» знаниями, и хотя бы чуть владеете тем, о чем идет речь – соответственно к вам уже другое отношение и совершенно другой разговор.
А теперь немного теории:
Всего в автомобиле применяется четыре вида акустического оформления: полосового типа, закрытого типа (ЗК), корпус с фазоинвертором (ФК), а также бесконечный акустический экран (free air). Допустим, что N- это некая величина, которая отвечает за развиваемое НЧ – головкой звуковое давление в ЗК (или free air). Таким образом, с некоторой долей приближения получаем повышение звукового давления равный 3 дБ, установив этот же динамик в ФК, а в ПК — б дБ. Нельзя также забывать о том, что повышение давления звука на 3дБ, приводит к тому что увеличивается громкость звука приблизительно в 2 раза, соответственно, 6 дБ — в четыре раза. Можно сделать вывод из всего вышесказанного: использование более сложного акустического оформления для НЧ – головки дает возможность применять менее сложные усилители при равноценной громкости звучания. Данный показатель, несомненно, важен для многих автолюбителей, так как можно учитывать тот факт, что стоимость усилителя растет пропорционально его мощности. А также многих автолюбителей волнует то обстоятельство при выборе сабвуфера – это количество обмоток звуковых катушек. В магазинах имеются в наличии сабвуферы с одной, двумя, тремя, и даже четырьмя обмотками! Но отчего же это все зависит и для чего делается? Дело в том, что увеличение количества обмоток это некий хитрый ход производителей, который позволяет применять вместо одного мощнейшего несколько менее мощных усилителей. Это используется только для получения максимального звукового давления, и вместе с тем на качество звука это совершенно не влияет.
Хотелось бы также отметить активные корпусные сабвуферы. За предыдущий год на рынке можно увидеть много моделей, которые привлекали как по качеству звучания, так и по развиваемому ими звуковому давлению. Если это по настоящему серьезный и уникальный производитель, то он старается сделать хорошее качество звука и избавляет вас от потребности самому самим осуществлять отбор всех необходимых компонентов, оптимально подобрав связку "усилитель+НЧ-громкоговоритель. Неоспоримое качество активных сабвуферов, это их простота в настройке, монтаже, а также и то, что во многих случаях они оснащены высокоуровневыми входами для подключения штатных головных устройств. Отсутствие отдельных выходов встроенного усилителя – это огромный минус активных сабвуферов, поэтому если усилитель выйдет из строя, то сабвуфер станет бесполезным.
Место установки НЧ-головки и выбор акустического оформления в большей степени зависит от кузова автомобиля, к какому типу он относится. Все автомобили по конструкции можно условно разделить на 3 класса: с изолированным от салона багажником (типа седан) и открытым кузовом (типа кабриолет), с совмещенным объемом салона и багажного отделения (типа хэтчбек и универсал). Несомненно каждый из этих типов имеет свои особенности установки, поэтому необходимо рассматривать их по отдельности.
Перед нами стоит вопрос: Каким образом установить НЧ-динамик в кузов автомобиля типа седан?
Незамедлительно стоит отметить, что автомобили с таким типом кузова очень тяжелы для установки сабвуфера. Если просто установить сабвуфер в багажнике или в боковой стенке, то в салон будут доходить только самые низкие частоты, за счет акустической экранировки, да и то в большей степени из-за вибраций которые происходят в самом кузове авто. Тем самым приходится идти на уступки и на определенного рода хитрости, чтобы непременно был бас в салоне машины. Необходимо рассмотреть несколько самых оптимальных вариантов размещения сабвуфера.
Самым удачным местом для установки НЧ-головки в автомобилях с данным типом кузова, является – задняя полка. В данном типе авто, возможно, применять все способы акустического оформления.
1. Бесконечный акустический экран
Данный способ установки хоть и прост, но вместе с тем имеет также ряд особенностей. Для начала это тот факт, что именно для этого акустического оформления были применены только специально разработанные НЧ-головки. (Также следует обратить внимание, что разработчики динамиков указывают тип акустического оформления). Во-вторых, обязательно следует полностью изолировать багажник от салона. То есть иначе, очень плотно и герметично закрыть все имеющиеся щели. Однако как это не казалось бы, печально, но факт, что для некоторых марок автомобилей этот процесс может оказаться сложнее, чем установка самого корпусного динамика. Существенным и категоричным изменениям должна поддаться и сама задняя полка. Чтобы динамик не трясло на огромной скорости, рекомендуется сделать полку из толстой (18-20 мм) MDF-плиты, возможно также использование ДСП или фанеры. Следует также отметить, что иногда для таких случаев используют две панели меньшей толщины, которые дополнительно стянуты между собой винтами и склеены. Большая толщина задней стенки дает возможность создавать более жесткую поверхность для установки, а также уменьшить технологические отверстия в задней полке, предварительно частично вытащив динамик из всего объема багажника. И, наконец, рассмотрим третий аспект. Предназначенные для работы в бесконечном акустическом экране НЧ-головки весьма строги и критичны к воспроизведению диапазона ниже собственной резонансной частоты. Для того чтобы динамик не выходил из строя обязательно требуется фильтр инфранизких частот третьего или четвертого порядка, вследствие того, что линейный ход диффузора в этом диапазоне доходит до критичной отметки. Также необходимо настроить его на частоту 25-30 Гц. Устанавливая free-air-сабвуфер, также необходимо учесть тот факт, что от степени заполнения багажника будет зависеть характер баса.
2. Закрытый корпус.
Именно в этом варианте сабвуфер может вместиться в некоторый замкнутый объем, который может насчитывать от 15 до 30 литров, в отличии, например от free-air-установки. Вследствии этого снимаются жесткие требования по изоляции багажного отделения, а из-за спада АЧХ громкоговорителя, совсем ненужным становится наличие ФИНЧ. Необходимость модернизации задней полки относится к минусам закрытого корпуса (для установки ящика выпиливается ниша), также потеря полезного и нужного объема багажного отделения, которое обычно не хватает, это выступает как следствие для всех корпусных НЧ-громко-говорителей.
3. Корпус с фазоинвертором.
Как нами уже было отмечено в теоретической части, внедрение и последующее использование корпуса с фазоинвертором, дает возможность получить более высокое давление звука, приблизительно на 3Дб, но также стоит отметить, что порты фазоинвертора желательно, а в большинстве случаев это становится необходимым - располагать как можно ближе к НЧ-головке. Установка этого варианта акустического оформления почти ничем не отличается от монтажа корпуса закрытого типа, поскольку объем который нужен корпусу, как правило, получается больше чем для монтажа закрытого типа,
и в зависимости от используемой НЧ-головки составляет от 20 до 40 л, то потребуется для этого только модернизировать заднюю полку.
4. Корпус полосового типа.
Исходя из практического опыта, данный тип корпуса смело можно отнести к автомобилям с кузовом типа седан. Большим плюсом следует считать большой прирост звукового давления (до 6 дБ), и получается что НЧ-головка полностью закрыта и защищена от повреждений различного характера. Порт фазоинвертора выводится в заднюю полку и из-за того, что он очень миниатюрный, он практически не нарушает ее целостности. Также выделяют еще один плюс – это минимальные требования не только к качеству и сущности изоляции пространства багажника и салона, но и также самой задней полки. То есть можно сделать вывод, что все деньги которые вы потратите на преобразование салона и багажника для других различных видов акустического оформления будут гораздо выше и существенней, нежели затраты на построение корпуса именно полосового типа. Кроме этого, выдвинув порт фазоинвертора на величину, которая необходима для его вынесения на заднюю полку, то можно применять уже готовые конструкции корпусов. Однако эта схема будет срабатывать лишь тогда, когда на выдвинутый объем порта уменьшить объем передней (играющей) камеры сабвуфера.
Главные минусы этой системы – это сложные расчеты корпуса и большие его габариты, что создает тяжелые условия для некоторых автомобилей.
Подлокотник заднего сиденья.
Практически все современные автомобили имеют в откидном подлокотнике задних сидений специальное окно, и соответственно этим и пользуются многие инсталляторы. Все то о чем мы говорили для установки сабвуфера в заднюю полку, можно также применять и для данного типа монтажа, однако стоит выделить некоторые существенные моменты.
Надо серьезно следить за тем, чтобы размеры отверстий были предельно большими и не слишком сильно затесняли диффузор НЧ-динамика. В обратном случае о хорошем и качественном басе вообще не может идти речи.
Не следует дополнительно выводить фазоинвертор дополнительно в заднюю полку, если отверстия недостаточны для его установки. Надо поразмыслить о том, например как изменить его форму и выполнить расчеты не для круглого, а для щелевого фазоинвертора.
Несомненно, есть смысл вообще установить позади задних сидений жесткую стенку, и в нее – диффузором к салону – будут врезаться сразу два огромных динамика – это преимущественно для тех, кто любит очень громкую музыку. Громкий и очень высокий звук тут практически гарантирован, возможен даже тот факт, что придется усиливать замки багажника.
Как же можно установить НЧ-динамик в кузове автомобиля типа хэтчбек?
Владельцам таких типов автомобилей очень крупно повезло, так как в них получить хороший и качественный бас проще простого – так как между салоном и багажником минимум препятствий. Кроме, free air можно использовать любой вид акустического оформления для НЧ-головки.
Однако и тут не обошлось без маленьких хитростей.
Надо помнить тот факт, что есть очень жесткое препятствие на пути у звука от НЧ-громкоговорителя, то это в целом позволяет получить существенное прибавление уровня громкости. Простой пример: если вы установили в корпусе трапециевидной формы за задними сиденьями самый что ни на есть простой сабвуфер, и направили его на заднее стекло диффузором, то ощутимо у вас получится гораздо больше баса. Сам эффект очень прямо зависит от расстояния между стеклом и динамиком, так как небольшая отдача выходит именно тогда, когда расстояние между ними соизмеримо с диаметром диффузора, и это следует принять и понять. Однако нельзя отрицать и такие случаи, когда используют и супермощный усилитель, и огромный 12-дюймовый сабвуфер, а громкого и качественного баса, тем не менее, нет, обычно это свойственно именно небольшим автомобилям. При открытой двери бас появляется и очень четко выражен, а когда дверь закрыта он внезапно куда – то пропадает. Исходя из многолетнего опыта, такая ситуация появляется из-за недостаточного объема корпуса НЧ-головки. Необходимо взять динамик меньшего типоразмера, если создавать больший объем уже некуда (то есть весь полезный объем багажника занят). Также мелодичнее, красивее, и точнее своих крупных родственников звучат, сабвуферы с НЧ-головками типоразмера 10 дюймов.
Как установить НЧ-динамик в авто с открытым типом кузова ( кабриолет)?
Очень сложно установить НЧ-динамик, в автомобили с открытым типом кузова, так как совсем там немного мест для этого. Исходя из предыдущего опыта следует сообщить, что хороших результатов по звуковому давлению разрешают добиться ФК или ПК. Также используют и ЗК, когда объемы внедрения акустики имеют большие ограничения. И в этой ситуации советуют использовать две НЧ-головки, а также установить жесткую плиту для большей отдачи перед ними на некотором расстоянии.
Как выбрать сабвуфер в машину
Сабвуфер (subwoofer, саб) - это специальный громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения низкочастотных звуков. Он отличается большим диаметром диффузора и рассчитан в большинстве случаев на произведение звуковых волн в диапазоне 10-150 Гц. Имейте в виду, что саб призван дополнить уже установленную автоакустику, а не полностью заменять басы. Это значит, что и без него "верхние басы" (около 80-200 Гц) должны играть нормально. Оптимальный вариант штатной акустики - 5 колонок - 2 спереди, 2 сзади, и 1 subwoofer. Одного саба в автомобиле вполне достаточно, так как человеческий слух не воспринимает направление звука с низкой частотой. Очень желательно, если спереди есть "пищалки" - специальные высокочастотные динамики, отличающиеся сравнительно малым диаметром диффузора.
Сабвуферы для авто делятся на корпусные и открытого типа. Как видно из названия, первые поставляются в корпусе, объем которого принято измерять в литрах, а вторые - без корпуса. Они врезаются в заднюю полку или в заднее сиденье машины. Корпусные сабы делятся на активные и пассивные. В активных установлен встроенный усилитель мощности вкупе с разделителем частот (кроссовером). А пассивный саб обделен ими. Поэтому их цена отличается в 2-3 раза. Печальным фактом является то, что с целью снижения стоимости в активные сабы устанавливают менее качественные динамики. Если у Вас не очень дорогая акустика без отдельного усилителя и автомобиль с кузовом хэтчбек или универсал, то лучше выбирайте активный сабвуфер. Полка над багажником не будет препятствовать проникновению басов в кузов. А в седанах будет верным решение врезать открытый динамик типа "open air" в заднее кресло. Питание будет идти от отдельного усилителя, а багажник выступит в роли отличного корпуса.
Корпусные сабвуферы бывают трех типов:
1. Закрытый ящик с динамиком. В нем нет отверстий для прохождения воздуха. Такой тип отличается сравнительно малыми размерами, четким басом, но его звук слабее.
2. Ящик с фазоинвертором. Фазоинвертор - это отверстие в корпусе с портом для прохождения воздуха. Его размеры, форму и местоположение необходимо тщательно рассчитать при проектировании саба. Неправильно собранный аппарат будет хрипеть и "пукать". Поэтому при покупке отдавайте предпочтение именитым и хорошо себя зарекомендовавшим фирмам. Фазоинвертор существенно увеличивает глубину и давление звука. Является самым распространенным типом.
3. Банд-пасс ящик. Здесь динамик находится внутри ящика, а звук идет из фазоинвертора. Бас глубокий, но тихий и имеет свойство гудеть. Больше рассчитаны на красоту, поэтому корпус часто делают прозрачным и ставят эффектную подсветку. Основные диаметры динамиков - 8, 10, 12, 15 дюймов. Естественно, что чем больше размер, тем больше мощность и габариты. Оптимальным решением для большинства автомобилистов является 10-12 дюймов.